Терминология и информационный комплекс, обеспечивающий внедрение профессионального стандарта педагога
№ п/п |
Определение |
Обозначение |
1. |
Адаптированная образовательная программа |
Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц |
2. |
Аттестация |
Оценка квалификации работников, проводимая работодателем на основании профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, утвержденных в установленных законодательством порядке, трудовых договоров, должностных инструкций (регламентов), локальных нормативных актов |
3. |
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям |
Процедура оценки квалификации с целью подтверждения соответствия уровня квалификации педагогических работников занимаемым или замещаемым ими должностям, основанная на профессиональном стандарте педагога, и предполагающая по итогам ее прохождения формирование предложений о необходимости и направленности повышения квалификации педагогических работников |
4. |
Аттестация в целях установления квалификационной категории (дифференцированного уровня квалификации) в форме профессиональный экзамена |
Оценка квалификации педагогических работников на уровень профессионализма в системе дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий), которая может быть получена как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника в результате прохождения процедуры независимой сертификации персонала |
5. |
Аудит |
Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований |
6. |
Вид профессиональной деятельности |
|
7. |
Внешний аудит |
Аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлён надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. |
8. |
Внутренний стандарт образовательной организации |
Документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам |
9. |
Внутренний аудит |
Аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведён для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям |
10. |
Воспитание |
Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства |
11. |
Дифференцированные уровни квалификации (квалификационные категории) |
Иерархические уровни профессионального развития педагога, предъявляющие требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции |
12. |
Должностная инструкция |
Документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к Работнику, занимающему эту должность |
13. |
Дополнительное образование |
Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования |
14. |
Дополнительные общеобразовательные программы |
Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы |
15. |
Дополнительные профессиональные программы |
Программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. |
16. |
Дошкольная образовательная организация |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми |
17. |
Индивидуальный учебный план |
Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
18. |
Инклюзивное образование |
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей |
19. |
Качество образования |
комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы |
20. |
Квалификационная категория |
Дифференцированный уровень профессионального развития/ дифференцированный уровень квалификации/ подуровень квалификации |
21. |
Квалификационная комиссия |
Орган, образованный центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена |
22. |
Квалификационный экзамен |
Форма итоговой аттестации по результатам профессионального обучения для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих |
23. |
Квалификация |
Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности |
24. |
Квалификация работника |
Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника |
25. |
Ключевые области стандарта педагога |
Разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребёнка. |
26. |
Компетенция |
Способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности |
27. |
Конфликт интересов педагогического работника |
Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся |
28. |
Критерии оценки квалификации в форме профессионального экзамена |
Совокупность требований, которым должен удовлетворять соискатель при осуществлении профессиональной деятельности в определенной области оценки квалификации |
29. |
Направленность (профиль) образования |
Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы |
30. |
Независимая оценка квалификации |
Оценка соответствия профессиональной квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о квалификации |
31. |
Область профессиональной деятельности |
Группа схожих видов профессиональной деятельности, которая корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности |
32. |
Обобщенная трудовая функция |
Совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе |
33. |
Образование |
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов |
34. |
Образовательная деятельность |
Деятельность по реализации образовательных программ |
35. |
Образовательная организация |
Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана |
36. |
Образовательная организация высшего образования |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность |
37. |
Образовательная программа |
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов |
38. |
Образовательные программы высшего образования |
Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки |
39. |
Образовательные программы среднего профессионального образования |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена |
40. |
Образовательный стандарт |
Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации |
41. |
Обучающийся |
Физическое лицо, осваивающее образовательную программу |
42. |
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья |
Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий |
43. |
Обучение |
Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни |
44. |
Общее образование |
Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования |
45. |
Общеобразовательная организация |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования |
46. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом |
47. |
Организация дополнительного образования |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам |
48. |
Организация дополнительного профессионального образования |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам |
49. |
Организация, осуществляющая обучение |
Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности |
50. |
Основные общеобразовательные программы |
Образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования |
51. |
Отношения в сфере образования |
Совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование |
52. |
Педагогический работник |
Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности |
53. |
Подуровень квалификации |
Квалификационная категория/ дифференцированный уровень квалификации |
54. |
Практика |
Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью |
55. |
Примерная основная образовательная программа |
Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы |
56. |
Присмотр и уход за детьми |
Комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. |
57. |
Профессиональная квалификация |
Квалификация, подтверждаемая по результатам профессионального экзамена |
58. |
Профессиональная компетенция |
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач |
59. |
Профессиональная ИКТ-компетентность |
Квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо |
60. |
Профессиональная образовательная организация |
Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования |
61. |
Профессиональное образование |
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности |
62. |
Профессиональное обучение |
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) |
63. |
Профессиональный стандарт |
Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности |
64. |
Профессиональный стандарт педагога |
Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации. |
65. |
Профессиональный экзамен |
Форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта |
66. |
Региональное дополнение к профессиональному стандарту |
Документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте |
67. |
Самооценка профессиональной деятельности учителя |
Этап сдачи профессионального экзамена педагога, который предполагает заполнение Карты самооценки (самообследования) профессиональной деятельности педагога на установление дифференцированного уровня квалификации |
68. |
Свидетельство о квалификации |
Документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена |
69. |
Сертификация квалификации работников |
Внешняя оценка квалификации работников, проводимая на основании профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия – на основании иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, центрам сертификации квалификации |
70. |
Система оценки квалификаций |
Совокупность участников, норм, правил, процедур, связанных с организацией деятельности по оценке квалификаций |
71. |
Соискатели |
Физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующие на подтверждение профессиональной квалификации и подавшие заявление в центр оценки квалификации о прохождении профессионального экзамена |
72. |
Средства обучения и воспитания |
Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности |
73. |
Трудовая функция |
Система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции |
74. |
Трудовое действие |
Процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача |
75. |
Трудовой договор |
Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя |
76. |
Уровень образования |
Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований |
77. |
Участники образовательных отношений |
Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность |
78. |
Участники образовательных отношений |
Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность |
79. |
Учебный план |
Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся |
80. |
Федеральные государственные требования |
Обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти |
81. |
Федеральный государственный образовательный стандарт |
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования |
82. |
Центр оценки квалификации |
Юридическое лицо, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям для проведения оценки квалификации |
83. |
Эксперт квалификационной комиссии |
Физическое лицо, аттестованное в установленном порядке Советом по профессиональным квалификациям, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия соискателя критериям оценки квалификации в форме профессионального экзамена и включенное в реестр экспертов по оценки квалификации |
84. |
Эффективный контракт |
Трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. |